В Москве 12 ноября состоялся пленум Центрального совета ВОГиС и Научного совета по генетике и селекции РАН

   Участники пленума рассмотрели ход выполнения комплекса мероприятий, связанных с подготовкой VII съезда ВОГиС, который намечено провести в Санкт-Петербурге (18-22 июня 2019 г.). В повестку пленума также был включен вопрос: «Об учреждении медали ВОГиС «За выдающийся вклад в развитие генетического образования». Пленум заслушал Президента ВОГиС, академика И.А. Тихоновича по вышеназванным вопросам.
   По третьему пункту повестки: «Предложения по дополнительной поддержке исследований в области генетики и селекции растений в России» – выступил Председатель Саратовского отделения ВОГиС, доктор биологических наук Л.А. Эльконин (НИИСХ Юго-Востока). Предлагаем вашему вниманию текст выступления саратовского ученого.
   – Уважаемые коллеги!
   Я являюсь сотрудником одного из старейших селекционных учреждений России – Института сельского хозяйства Юго-Востока, расположенного в городе Саратове. В середине 80-х годов каждая 3-я буханка хлеба в СССР выпекалась из муки сортов селекции НИИСХ Юго-Востока. Однако финансовый кризис, поразивший всю отечественную науку, чрезвычайно остро сказался на деятельности нашего института. Работа селекционеров и генетиков в условиях непрекращающегося финансового кризиса, попытки соответствия мировым стандартам – это реальный подвиг. Низкие зарплаты препятствуют притоку молодых кадров. В некогда процветавших селекционных лабораториях осталось по 3-4 человека. С их уходом на пенсию надо будет закрывать отдельные направления селекции. Большая часть оборудования и сельхозтехники была приобретена еще в Советское время и дышит на ладан. К сожалению, власти не слышат или не хотят видеть эти проблемы. Они не понимают, что нынешние успехи в сельхозпроизводстве во многом обусловлены качественной работой российских селекционеров в предшествующие годы. Все, что мы с вами едим, – это результат труда конкретных специалистов, тех, кто произвел скрещивание, выявил и размножил ценный генотип. Если не поддерживать труд этих людей – то успехам сельхозпроизводства придет конец, либо надо будет оплачивать труд зарубежных селекционеров, не испытывающих столь резких ограничений в финансовых средствах. Если власти не могут обеспечить полноценного бюджетного финансирования – то пусть наладят финансирование общественное, наладят работу патентного законодательства, которое сейчас нарушается сплошь и рядом. В настоящее время, институт-патентообладатель получает роялти с лицензионных договоров, и, в редких случаях, с сублицензионных договоров. Дальнейший ход семян отследить, практически, невозможно, хотя в действительности выведенные сорта выращиваются, нередко, на десятках и сотнях тысяч гектаров в разных областях. Информация о распространении каждого сорта по территории России имеется в Россельхозцентре, но делится этой информацией с патентообладателем он очень неохотно, только за весьма приличное денежное вознаграждение.
   Наше первое предложение: ввести погектарную оплату за использование селекционного достижения, защищенного патентом, т.е. за высев семян конкретного сорта или гибрида. В Советское время такая оплата составляла 3 коп. с га. По оценкам наших селекционеров, сумма в 1% от стоимости элитных семян с 1 га не является разорительной для сельхозпроизводителей, но могла бы быть существенным источником внебюджетного финансирования для селекционных институтов. Так, сорта озимой пшеницы селекции НИИСХ Юго-Востока ежегодно занимают до 200 000 га в Саратовской и Оренбургской областях (из 1 млн. га посевов этой культуры) В частности только сорт озимой пшеницы Жемчужина Поволжья высевался на площади 93 732 га, кроме того, Саратовская 90 на – 57 989 га, Калач 60 –39 354 га. В Волгоградской, Самарской, Ульяновской областях и республике Калмыкия совокупные площади под озимыми нашей селекции также составляют не менее 150 000 га.
   Яровые культуры селекции НИИСХ Юго-Востока занимают ежегодно только в Саратовской области 540 000 га, в т.ч. яровой пшеницы Саратовская 68 – 13 134 га, Саратовская 42 – 34 745 га, Саратовская 55 – 17 191 га, Фаворит – 42 356 га, Воевода – 22 266 га, Аннушка – 5 963 га, Людмила – 7 034 га, ячменя – 85 167 га, в т.ч. ЯК 401 – 60 696 га, Нутанс 642 – 12 382 га, просо – 82 864 га, в т.ч. Саратовское 10 – 27 770 га, Саратовской 12 – 32 042 га, Саратовское жёлтое – 7 781 га, суданская трава сорта Саратовская 1183 –7 372 га, сорта и гибриды подсолнечника – 127 944 га, в т.ч. Саратовский 20 – 79 537 га, Скороспелый 87 – 32 408 га, Саратовский 82 – 11 722 га.
   Даже половина из расчетной суммы (до 60 млн. руб.) была бы почти полностью эквивалентна той сумме средств, которую наш институт получает от Минобрнауки за год, и позволила бы решить многие финансовые проблемы института. А Институт обладает еще многими патентами на сорта яровой мягкой и твердой пшеницы, просо, подсолнечника! Конкретный механизм осуществления данного предложения можно детально продумать. К примеру, сбор средств возложить на налоговую инспекцию, при этом в налоговую декларацию для сельхозпроизводителей ввести дополнительную графу, в которой следовало бы указывать высеянные сорта сельхозкультур и площадь. Налоговая инспекция по наименованию сорта находила бы патентообладателя и перечисляла на его счет соответствующие суммы. Россельхозцентр обязать ежегодно по завершении посевных работ доводить информацию о выращиваемых сортах и гибридах до государственных институтов-патентообладателей. Необходимо также ввести разорительные штрафы за использование запатентованных сортов без лицензий или невыплаты патентообладателю погектарной оплаты.
   Наше второе предложение состоит в следующем. Как мы неоднократно слышали от Президента нашей страны и премьер-министра, в прошлом году доход нашей страны от экспорта сельхозпродукции за рубеж превысил доход от экспорта вооружений. Однако на финансовое положение российской сельскохозяйственной науки это никоим образом не отразилось. Мы полагаем целесообразным учредить Фонд развития российской селекции, который бы аккумулировал средства, получаемые от продажи сельхозпродукции на экспорт, и перечислять на этот счет, к примеру, 1% от стоимости каждой тонны проданной сельхозпродукции. Средства из этого фонда могли бы распределяться по грантовому принципу, наподобие грантов РФФИ или РНФ.
   Уважаемые коллеги, одна из основных целей деятельности ВОГиС – развитие всех отраслей генетики и селекции (пункт 2.2.1. Устава ВОГиС). В соответствии с пунктом 3.1.3 Устава ВОГиС, наша организация имеет право выступать с инициативами по вопросам, затрагивающим уставную деятельность, вносить предложения в органы государственной власти. В этой связи, полагаем, что данные предложения необходимо довести до законодательной власти (Госдумы), премьер-министра и Президента. Мы отдаем себе отчет, что эти предложения встретят яростное сопротивление в Госдуме. Но не предпринимать никаких действий – значит углублять финансовый кризис и способствовать гибели отечественной селекции. Вспомним, с какой страстью Николай Иванович Вавилов отстаивал интересы науки, когда борьба была смертельно опасна. Будем достойными последователями и не дадим погибнуть нашей науке!