Новые сортовые агротехнологии для озимой пшеницы отрабатывают на опытной станции Аркадакская – филиале ФАНЦ Юго-Востока

   Это совместный проект, в реализации которого принимают участие ученые научного центра, специалисты Аркадакской опытной станции и Группы компаний Шанс. О первых результатах полевых опытов и погодных условиях, которые существенно сказались на развитии озимых от посева до уборки, а значит и урожайности – рассказали заместитель директора ФАНЦ Юго-Востока по научной работе Сергей Днревягин и руководитель лаборатории экологии агроландшафтов Денис Губарев.
   Д. И. Губарев: Мы 20 июля провели уборку наших опытных делянок, на которых отрабатывали сортовые агротехнологии с применением азотных удобрений. Светлана Витальевна Лящева, руководитель селекционно-семеноводческого центра проводила уборку посевов, которые возделывались с использованием схемы защиты растений, разработанной совместно со специалистами Группой компаний Шанс.
   И какой результат?
   Д. И. Губарев: Результат есть. Видим, как разные сорта различных селекционных школ реагируют на внесение удобрений, как они адаптируются к условиям высокой влагообеспеченности Правобережья. Отмечаем, что не все сорта справляются с интенсификацией, ключевым элементом которой является внесение минеральных удобрений.
   На делянках все сорта были нашей селекции. Однако какие-то сорта, той же ершовской селекции, изначально выводились для условий засушливых и в Заволжье не вырастают высокими. А в климатических условиях Правобережья, благодаря большим запасам влаги, вытягиваются. Мы их подкормили, они еще больше вытянулись и – полегли. Отсюда вывод: надо учитывать фазу развития растений при внесении удобрений. То есть, мы видим, что не все сорта озимых одинаково хорошо откликаются на интенсификацию.
   Собственно, об этом просят и товаропроизводители, чтобы наша селекция была ориентирована на короткостебельные сорта озимой пшеницы, потому что на высокорослых сортах избыточные подкормки часто приводят к полеганию.
    Что получили по урожайности?
   Д. И. Губарев: Касательно нашего опыта – все пока в процессе. А в производстве на Аркадакской опытной станции там, где грамотно применяли подкормки удобрениями, систему защиты растений, на производственных посевах сорта озимой пшеницы Калач 60 получили 70 центнеров с гектара. Там, где не применяли средства интенсификации, урожайность на уровне 50 центнеров плюс. Разница ощутимая. Виктор Петрович Графов, директор опытной станции хоть и планировал урожай 100 центнеров, но был рад и 70 с учетом погодных условий этого года.
    А чем год плохой? Дождики льют, травы растут…
   Д. И. Губарев: Так в том то и дело, что травяной год.
    Сергей Сергеевич, как известно, для селекционера, равно как и земледела, представителей других научных направлений нет плохой погоды. Для них и отрицательный результат важен, поскольку нарабатывается новое знание, опыт. Для производства же погодный фактор, особенно в зоне рискованного земледелия – во многом определяющий. Отталкиваясь от календаря: 20 июля – макушка лета – каким опытом, знаниями уже можете поделиться?
   С. С. Деревягин: Мы стремимся сорта нашей селекции «раскачать», то есть максимально выявить их потенциал. Нам хотелось бы знать, на что они способны в условиях не только экстенсивного возделывания в естественных условиях, а и при применении всего комплекса удобрений. 100 центнеров с гектара для наших условий это много, поскольку получение такого высокого урожая ограничено условиями влагообеспеченности. А вот в 2017 году этого ограничения не было, и мы получали по 100 центнеров на опытных полях научного центра. Там применялась своя агротехника с определенными нюансами. Озимой пшенице хватило влаги, хватило азота, а еще отработали всеми средствами защиты растений – это позволило получить 100 центнеров. Но это на делянках.
   Виктор Петрович Графов поставил задачу на своих производственных посевах получить 100 центнеров с гектара. Но когда он эту задачу ставил, не было еще тех негативных условий, которые проявились в сентябре, ноябре прошлого года, когда было переувлажнение почвы. Это опасное природное явление. Оно вызвало, в том числе и гибель части растений, и промывку питательных веществ. То есть массу негативных последствий. Потом в начале января были оттепели, потом в середине января были морозы, потом опять оттепели. Морозы были до 30 градусов без снега – это вызвало частичное вымерзание посевов. То есть это опять же опасное природное явление. Весной, когда озимые начали отрастать, почва была еще промерзшая, поскольку было нетипично высокое для нашей зоны промерзание. Озимая пшеница уже оттаяла, в этот момент пошли дожди – возникло опять переувлажнение и выпревание посевов.
   То есть этот комплекс из трех больших негативных периодов он очень сильно повлиял на стеблестой. Растений стало меньше на поле. В этих условиях Денис Иванович Губарев и его команда подкормили опытные посевы озимой пшеницы зимой и весной. Растения, которые были изрежены, они раскустились. Это позволило компенсировать все те негативные моменты, которые были осенью, зимой и весной и получить пусть не 100 – 70 центнеров с гектара. Это хороший результат для нынешнего года. Если кто получил больше – покажите мне, я пожму ему руку. Для погодных условий, которые сложились с осени прошлого года по нынешнюю весну, 70 центнеров – это очень много.
   Д. И. Губарев: В то время как инорайонные сорта, они вообще не выдержали условий этой зимы – многие погибли.
   С. С. Деревягин: Старый сорт Мироновская 808. Я как эксперт езжу по полям, наблюдаю за состоянием многих посевов, в том числе и этого сорта. На все посевы есть документ – сорт Мироновская 808. Так вот, одни растения остистые, другие безостые, одни высотой по колено, другие под 2 метра. И понять какие из них действительно и есть Мироновская 808 очень сложно. Потому что это старый сорт и его оригинаторством занимаются больше 10 компаний. Откуда они берут семена, откуда берут материал для размножения, для отбора – трудно судить.
   Д. И. Губарев: У Виктора Петровича Графова Мироновская 808 посеяна, наряду с нашими сортами, первой делянкой, на которой тоже применили средства защиты Группы компаний Шанс. И мы увидели, что независимо от того – подкормлена, не подкормлена – она вся полегла. Полностью вся делянка Мирновоской 808 лежала. В то время как наши сорта, где-то побольше, где-то поменьше, но в целом – стояли.
   С. С. Деревягин: У меня еще есть дополнение по поводу использования средств защиты растений. В производстве очень часто так бывает, у Виктора Петровича Графова в том числе, когда поля окружены лесными полосами. Соответственно, в этих лесных полосах зимуют различные вредители и болезни. И получается, что на облесённых полях применение средств защиты растений более эффективно, потому что там больше фона. На таких участках применять средства защиты растений категорически необходимо, иначе мы теряем часть урожая.



   25 июля 2023 г.