Имена и даты: к 150-летию профессора А.Г. Дояренко

А.Г. Дояренко
(15(27).03.1874 – 09.05.1958)

   В апреле 1939 года по приглашению директора Института зернового хозяйства Юго-Востока СССР (ИЗХ) Н.Я. Ицкова Алексей Григорьевич Дояренко приезжает в Саратов и работает в институте (ныне – ФАНЦ Юго-Востока). Он занимается вопросами агрофизики и построения на ее основе науки земледелия в засушливом регионе.
   Этой перемене в жизни известного ученого предшествовала череда драматических событий. А.Г. Дояренко – профессор Тимирязевской сельскохозяйственной академии, один из активных деятелей Московского общества сельского хозяйства (МОСХ), востребованный научный консультант ряда центральных плановых и исполнительных госорганов аграрного профиля СССР – в феврале 1930 года был арестован ОГПУ, причем первым среди лидеров аграрно-экономической оппозиции.
   Ученого обвинили в принадлежности и даже руководстве Трудовой крестьянской партией. Дояренко был приговорен к пятилетнему заключению. Затем ссылка в городе Кирове. Здесь в 1937 году он был отстранен от работы на опытной станции.
   Так что переезд в Саратов для опального ученого был делом не столько добровольным, сколько вынужденным, но в сложившихся обстоятельствах другой реальной возможности продолжить научную деятельность у него не предвиделось.
   К этому времени А.Г. Дояренко, можно сказать, уже пребывал в статусе основоположника нового направления в агрономии – агрофизики почвы. Он широко известен в научных и агрономических кругах страны, как талантливый ученый-теоретик и экспериментатор, создавший новую школу агрономов. Новатор в организации опытного дела в России. Автор сотен научных трудов (всего за свою долгую жизнь в науке он напишет их более 400). Инициативный общественный деятель, многолетний редактор авторитетных журналов: «Вестника сельского хозяйства» и «Научно-агрономического журнала».
   Около половины саратовского периода работы ученого в институте (1939-1948) пришлось на трудные военные годы. Алексей Григорьевич, заменив ушедшего на фронт добровольцем молодого заведующего отделом почвоведения Ю.Г. Лопато, возглавил работу лаборатории агрохимии и почвоведения.
   Подробный обзор результатов насыщенной, многогранной работы ученого содержится в статье «Саратовский период творческой деятельности А.Г. Дояренко», написанной продолжателем его идей и многих начинаний в институте, доктором сельскохозяйственных наук Ю.Ф. Курдюковым. (Статья опубликована в журнале «Аграрный вестник Юго-Востока» за 2010 г., №2). Посмотрите несколько фрагментов из этой публикации.
   «Большое внимание ученый уделял приемам, способствующим накоплению, сохранению и бережному расходованию влаги, так как считал, что на юго-востоке судьбу урожая решает влага. Поэтому, по мнению Дояренко, особое значение, в качестве противовеса иссушающим почву травяным полям, приобретают в травопольном севообороте пары, которые являются аккумулятором влаги. В борьбе за влагу необходимо было радикально решить проблему чистых паров. В связи с этим особый раздел в программе лаборатории был посвящен разработке зональной системы обработки черного пара. Задачей работы явилось установление системы обработки пара, отвечающей характерным условиям юга-востока».
   «А.Г. Дояренко в 1947–1948 годах в ряде публикуемых статей обращает внимание на значимость чистого пара в засушливых условиях Юго-Востока и недостатки при возделывании в севооборотах многолетних трав. В своем докладе в Москве он показал резкое и длительное иссушающее действие люцерны на почву, иллюстрируя опытный материал диаграммами. После статей по травам А.Г. Дояренко обвинили в посягательстве на травопольную систему земледелия».
   «Значительные перемены произошли в жизни многих ученых, в том числе и А.Г. Дояренко, после августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года. Она поставила под удар многие научные школы, в том числе и в ИЗХ, где «полетели головы» прогрессивных ученых».
   Финал этой истории – увольнение ученого из института в 1948 году. К счастью, это не стало финалом его разносторонней научной и творческой деятельности. Недоброжелателям и противникам Алексея Григорьевича так и не удалось погасить вулкан его творческой энергии.
   Как уже не раз было в жизни ученого, официальное отлучение его от науки, будь то в тюрьме, ссылке, или на склоне лет в Саратове, приводило только к созданию новых научных работ, новых музыкальных и литературных произведений. Да, именно так – не удивляйтесь! Среди представителей сельскохозяйственной науки того времени, пожалуй, никто не мог сравниться с Дояренко по разносторонности дарований и талантов, полноте классического образования, полученного им в области точных и гуманитарных наук, искусства.
   Просто удивительно, сколь много успел Алексей Дояренко в молодости. Будучи студентом естественного отделения физико-математического факультета, он одновременно (1898) окончил вольнослушателем юридический факультет того же Петербургского университета и столичную консерваторию, где изучал курс композиции и оркестровки под руководством композитора-классика Римского-Корсакова. А в 1900 году Дояренко уже выпускник Петровской сельскохозяйственной академии.
   Помимо уже упомянутого авторства сотен научных трудов и ряда технических изобретений, Алексей Григорьевич сочинял музыку в самых разных жанрах: от опер до романсов и песен, прекрасно играл на кларнете, был полиглотом (свободно владел несколькими иностранными языками), хорошо знал античную и современную литературу.
   Что касается интересов и занятий ученого в последние годы саратовского периода его жизни, еще раз обратимся к статье Ю.Ф. Курдюкова:
   «После ухода на пенсию Алексей Григорьевич продолжал творчески трудиться, завершая ранее начатые работы, в частности, дописал свои воспоминания «Из агрономического прошлого». Он получал много предложений по работе, но за ними следовали под разными предлогами отказы. Уже на склоне лет, откликаясь на вопросы молодежи, Дояренко создал увлекательное произведение – «Занимательная агрономия», любимую книгу учителей-биологов средних школ. Она быстро разошлась, что вызвало необходимость в ее переиздании. Алексеем Григорьевичем были подготовлены к печати и вышли в свет книги «Жизнь поля» (1956) и «Факторы жизни растений» (1958)».
   В конце жизни ученого произошли два события, которые окончательно расставили все точки над «i» в его судьбе и судьбе его научного наследия.
   Первое – посещение в 1955 году Н.С. Хрущевым Саратова и института. Из различных информационных источников известно: во время встречи с учеными руководитель страны критиковал работу ИЗХ за приверженность к травопольной системе земледелия, посетовав, что нет теперь исследователей калибра Н.М. Тулайкова и А.Г. Дояренко.
   После пребывания Хрущева в Саратове в центральной прессе через некоторое время появились статьи, в которых Н.М. Тулайков и А.Г. Дояренко были названы учеными-новаторами, чей опыт и передовые идеи полезны для развития сельского хозяйства страны.
   Второе событие – в марте 1954 года Алексею Григорьевичу исполнилось 80 лет. По этому поводу был организован юбилей ученого. На его имя поступили десятки адресов, приветствий и т. п. В письме дочери от 23 марта Алексей Григорьевич не без доли самоиронии так описал происшедшее: «Караул! Спасай! Тону в потоке приветствий – писем, подарков, телеграмм, их уже свыше 150, а они все идут и идут, со всех концов России, от стариков и молодых, академиков и учеников… И все такие душевные, на многих листах, что я, читая их, реву белугой и, кажется, заболею расстройством нервов. Всем хочется отвечать с той же душевностью…».
   Время расставило всех и всё по своим местам. Уже не одно десятилетие портрет А.Г. Дояренко находится в галерее института (ныне – ФАНЦ Юго-Востока) среди фотопортретов выдающихся основоположников сельскохозяйственной науки, работавших в Саратове в стенах НИИ, а его новаторские идеи и научные труды востребованы и продолжены новыми поколениями ученых по всей стране.

   (В статье использованы фрагменты книги «Научно-полевой роман»).



   15 марта 2024 г.